![](http://www.junradio.com/ban/dd.gif)
![](http://www.junradio.com/ban/dd.gif)
![](http://www.junradio.com/ban/dd.gif)
![](http://www.junradio.com/ban/dd.gif)
![](http://www.junradio.com/ban/dd.gif)
|
|
Научно-популярный образовательный ресурс для юных и начинающих радиолюбителей - Popular science educational resource for young and novice hams Основы электричества, учебные материалы и опыт профессионалов - Basics of electricity, educational materials and professional experience |
|
Общим для приставок является то, что их, как правило, включают между выходом звукоснимателя или темброблока и входом основного усилителя НЧ. В зависимости от числа усилительных каналов (в монофонической установке — один в стереофонической — два) возможны различные варианты включения приставок. На рис показана структурная схема системы с двумя приставками 1 и 2, которые работают совместно со стереофоническим усилителем НЧ (УНЧ-1, УНЧ-2) и ДВУМЯ громкоговорителями Гр1, Гр2. Штриховыми линиями показаны возможные варианты связей элементов системы. Можно использовать одну или две приставки, один или оба усилительных канала. Применение в системе приставок, создающих разные эффекты,позволяет имитировать одновременную (синхронную) игру двух гитар.
Исполнители нередко используют несколько разных приставок, включая их в тракт во время концерта в соответствии с творческим замыслом. При этом у слушателя создается впечатление, что гитара в руках исполнителя как бы заменяется другой, новой.
Промышленность выпускает несколько типов приставок, имеющих названия, соответствующие формируемому эффекту: «дистошн», «фаз», «бустер», амплитудное вибрато, тембровое вибрато, «вау-вау», «лесли», «сустейн», а также комбинированные приставки, способные создавать одновременно или раздельно несколько эффектов. Если приобрести ту или иную готовую приставку не удалось, то многие из перечисленных можно сделать самостоятельно, пользуясь помещенными ниже рекомендациями.
«Бустер»-приставка.
«Бустером» электрогитаристы называют приставку, которая позволяет подчеркнуть фазу атаки звука гитары (атака звука — это время, в течение которого он нарастает от нуля до максимума). При этом звук становится более резким, ударным. Достигают этого эффекта с помощью приставки, обеспечивающей сильный подъем самых высоких частотных составляющих сигнала.
На рис показана принципиальная схема простейшего «бустера», представляющего собой усилительную ступень на транзисторе Т1. Требуемое искажение сигнала достигнуто уменьшением емкости переходных конденсаторов С2 и СЗ в несколько раз по сравнению с тем, что требуется для линейного усиления. В приставке можно использовать любые транзисторы серии ГТ308, а также ГТ322Б, П422, П423. Переменный резистор R3 — СПЗ-4в группы А или В. Приставка питается от батареи «Крона-ВЦ». Приставку необходимо монтировать в металлической коробке, на лицевой панели которой устанавливают гнездовые части унифицированных разъемов (СГ-3 или СГ-5). Выключатель питания — П2К. Подобным образом следует оформлять и другие приставки.
«Дистошн»-приставка.
Так называют приставку, которая вносит в сигнал сильные нелинейные искажения, обогащая его гармониками составляющих основных частот. В основе работы «дистошн»-приставки лежит двустороннее амплитудное ограничение сигнала. Принципиальная схема приставки представлена на рис. Она также питается от батареи «Крона-ВЦ». Переменный резистор R3, включенный в цепь обратной связи усилителя, на транзисторах T1, T2, регулирует общее усиление приставки, определяя порог ограничения. Уровень выходного сигнала устанавливают переменным резистором R6. Оба переменных резистора — СПЗ-4 группы А или В. На рис показана принципиальная схема приставки на интегральной микросхеме. Здесь степень ограничения сигнала устанавливают переменным резистором R3, уровень выходного сигнала — R4, а тембр звучания — R5. В правом по схеме положении движка переменного резистора R6 звучание обогащено низшими частотами, в левом — высшими. Этот регулятор тембра значительно расширяет возможности приставки.
Переключатель В1, которым может служить тумблер или переключатель П2К, позволяет подключать вход основного усилителя НЧ к выходу датчи¬ка либо непосредственно, либо через приставку. Если указанную микросхему приобрести не удалось, то приставку можно собрать на двух транзисторах (КТ315Г и КТ315В или КТ312В) по схеме, показанной на рис. Уровень ограничения амплитуды сигнала регулируют переменным резистором R1. При указанных на схеме номиналах элементов и использовании транзисторов со статическим коэффициентом передачи тока баз» не менее 140 приставка обеспечивает на выходе напряжение сигнала 50 мВ при входном напряжении около 10 мВ.
Для питания приставки использованы две батареи «Крона-ВЦ», включенные последовательно. Потребляемый от них ток очень мал, так как оба транзистора работают в режиме микротока (ток коллектора равен всего 35 — 40 мкА).
На рис изображена принципиальная схема «дистошн»-приставки, собранной на двух полевых транзисторах. Ограничение амплитуды сигнала происходит из-за очень большого коэффициента-усиления ступени, выполненной по схеме с динамической нагрузкой. Транзистор Т1 вклгочен по схеме с общим истоком. Нагрузкой его в цепи стока является высокоомное выходное сопротивление транзистора Т2. В результате общий коэффициент усиления ступени при действии слабого входного сигнала достигает нескольких сотен.
Для согласования выхода приставки со входом основного усилителя служит делитель напряжения, состоящий из последовательно соединенных постоянного R5 и переменного R6 резисторов. Переменный резистор в этом случае играет роль регулятора громкости. В приставке можно использовать полевые транзисторы КП303Б, КП302А, КП302Б. Источником питания может быть батарея из 10 элементов 343 или 373, либо стабилизированный сетевой блок питания. При налаживании требуется подобрать сопротивление резистора R4, добиваясь мягкого ограничения входного сигнала по игре на электрогитаре. Следует отметить интересную особенность «дистошн»-приставок. Приставки, выполненные на интегральных микросхемах и биполярных транзисторах, лучше работают с гитарой-соло, а приставки на полевых транзисторах — с гитарой ритм, причем звучание отличается прозрачностью, различимостью звучание отдельных составляющих сигнала.
«Вау»-приставка.
Эта приставка (ее иногда называют «квакушкой») придает звучанию электрогитары квакающий характер. Такой эффект реализует усилительная ступень, охваченная обратной связью, благодаря которой происходиг подъем АЧХ в узкой полосе частот, причем средняя частота полосы периодически изменяется в пределах от 400 — 600 Гц до 2 — 3 кГц.
На рис изображена принципиальная схема простейшей «вау»-приставки, собранной на одном транзисторе. Цепь частотозависимой обратной смеси состоит из двойного Т-моста, состоящего из резисторов R3 — R5 и конденсаторов СЗ — С5. Среднюю частоту полосы подъема АЧХ плавно перестраивают переменный» резистором R5. Ширину полосы, от которой зависит тембр звучания, регулируют переменным резистором R2. В «вау»-приставке можно использовать транзисторы КТ312Б, КТ312В, КТ315В, КТ315Г, КТ3102Б. Приведенный выше далеко не полный перечень приставок к электрогитаре показывает, что если исполнитель захочет иметь в своем распоряжении несколько приставок, то он просто запутается в проводах. Поэтому на практике используют комбинированные приставки. Об одной из таких приставок пойдет речь ниже.
Комбинированная приставка.
На рис представлена принципиальная схема приставки, которая в зависимости от положения основных переключателей В1 и В2 может обеспечить эффект «дистошн» или «вау-вау». На транзисторах Т1 и Т2 собрано устройство «дистошн», а на ТЗ и Т4 — «вау-вау». Подстроечным резистором R2 устанавливают характер звучания, a R11 — ширину полосы подчеркиваемых частот. Переключатели В1 и В2
позволяют вводить в действие оба эффекта независимо один от другого. Такое сочетание эффектов придает игре на электрогитаре более широкие возможности.
В приставке можно использовать транзисторы КТ312В, КТ312Г, КТ315В, КТ315Г, КТ316Б, желательно со статическим коэффициентом передачи тока базы не менее 100. Коробку приставки, так же как и для других приставок, следует изготовить из металла. Конструктивное оформление приставки и органов управления должно позволять управлять ею посредством педалей. Возможен и такой вариант, когда приставкой управляет не гитарист, а оператор.
Удвоитель частоты.
Описанные выше приставки являются уже традиционными атрибутами вокально-инструментальных ансамблей и многих самодеятельных групп. Вместе с тем появляются виды приставок, придающие новую окраску звучанию электрогитары. Одна из них — удвоитель частоты. Эта
приставка практически полностью подавляет частоты входного сигнала и создает на выходе только их четные гармоники, в основном вторую, т. е. на выход удвоителя частоты проходит сигнал с частотами в два раза выше исходных. Обогащение сигнала вторыми гармониками смягчает звучание и повышает тон. Поскольку включать и выключать приставку можно быстро, у слушателей будет создаваться впечатление мгновенной замены в руках гитариста одного инструмента другим.
На рис представлена принципиальная схема одного из вариантов удвоителя частоты. Интегральная микросхема ИМС1 работает в предварительном усилителе напряжения входного сигнала. Интегральная микросхема ИМС2 — двухполупериодный детектор-выпрямитель, на выходе которого практически отсутствует напряжение с частотой входного сигнала, а действуют только вторая и четвертая гармоника этой частоты. Следует помнить, что удвоитель частоты так же, как и «фаз»-приставки, допускает игру только мелодией. При игре аккордами возникают перекрестные искажения, снижающие прозрачность и сочность звучания электрогитары.
Регулятор «яркости» звука. Пусть читатель не подумает, что это опечатка: в последнее время регуляторы яркости стали применять не только в телевизорах, но и в усилителях НЧ, предназначенных для совместной работы с ЭМИ. Конечно, термин «яркость» звука надо понимать в переносном смысле — как прозрачность, раздельное восприятие различных частотных составляющих сигнала. Регулируют «яркость» звука коррекцией АЧХ усилителя обычными двух-или многоканальными регуляторами тембра или применением специальных корректирующих ступеней с фиксированными или плавно изменяемыми параметрами. Суть регулирования «яркости» звучания ЭМИ сводится к тому, что по мере уменьшения громкости происходит относительный подъем средних и высших частот. Кроме того, даже при громкости, близкой к номинальной, нужно ослаблять составляющие с частотой в полосе от 300 Гц до 1 кГц примерно на 6 — 10 дБ. Применяют различные варианты регулятора «яркости», собранные как на пассивных элементах, так и с применением активных — транзисторов и интегральных микросхем. Наиболее интересным и эффективным является регулятор «яркости» с тремя раздельными органами применения тембра по низшим, средним и высшим частотам, принципиальная схема которого показана на рис. Подобные устройства широко используют в профессиональной аппаратуре, в том числе и зарубежной.
Основой устройства служит многозвенный регулятор тембра низших, средних и высших частот, в состав которого входят резисторы Rl — R4 и конденсаторы С1 — СЗ. Все три переменных резистора регулирования тембра включены между собой последовательно. Выходное напряжение снимают с регулятора; громкости (переменный резистор R5). Далее сигнал поступает на затвор полевого транзистора T1, включенного по схеме истокового повторителя. Такое включение транзистора не дает усиления сигнала, но зато дает возможность получить высокое входное сопротивление, необходимое для хорошей работы регуляторов тембра и громкости. Особо следует указать на роль конденсатора С4 и переключателя В1. Именно этот конденсатор обеспечивает требуемый подъем высших частот при работе с малой громкостью. При включенном конденсаторе С4 (положение «Вкл.» переключателя В1) высшие частоты проходят на затвор транзистора, минуя регулятор громкости. Если же движок резистора R5 находится в верхнем по схеме положении, то конденсатор С4 практически не оказывает влияния на АЧХ приставки. Но по мере перемещения движка вниз происходит ослабление низших и частично средних частот при сохранении относительно высокого уровня высших частот. Иллюстрацией сказанному могут служить реальные АЧХ регулятора «яркости», показанные на рис. Они сняты при различных положениях движков переменных резисторов R2 — R4 и переключателя В1. Слева от вертикальной оси отложено ослабление сигнала по мощности в децибелах, а справа — по напряжению в разах. Здесь три верхние линии соответствуют максимальному уровню на выходе (движок резистора R5 в крайнем верхнем по схеме положении) при различных положениях регуляторов тембра НЧ, СЧ и ВЧ. Рисунок показывает, что равномерное воспроизведение всех частот возможно при выходном сигнале на 26 дБ ниже входного, т. е. в 20 раз меньше. Это необходимо учитывать и включать устройство не сразу после звукоснимателя электрогитары, а после предварительного усилителя НЧ. В случае, когда регуляторы тембра находятся в верхнем по схеме положении, ослабление низких и высших частот не превышает нескольких децибел, но зато средние частоты ослаблены до 16 дБ, т. е. в 6,5 раз по напряжению.
Прослушивание звучания электрогитары, грампластинок и фонограмм через описанный регулятор «яркости» показало его высокую эффективность при всех уровнях выходного сигнала.
Эффект "trash".
Далее по теме
Гитарные
примочки
Каталог схем
Подключение
звукоснимателей